блог
Просвещенный музыкант
обзор музыкальных событий Петербурга
Клавир И.С. Баха:
pro et contra
6 октября в Доме Радио прошел открытый мастер-класс по исполнению «Хорошо темперированного клавира» от Алексея Любимова, Михаила Дубова, Ольги Мартыновой и Алексея Шевченко.

Мероприятие само по себе неоднозначное. Несмотря на то, что присутствовали профессиональные музыканты, представления о клавире И.С. Баха у каждого разные. И связано это прежде всего с разными направлениями: академическим и исторически-информированным.


Зачем исполнять музыку Баха на фортепиано, если можно исполнить на клавесине или клавикорде? Полифоническая музыка Баха уже стала неотъемлемой частью программ по фортепиано в музыкальных школах, музыкальных училищах и консерваториях. Это музыка для освоения некой учебной программы или музыка для концертной практики?

Когда вы сочиняете музыку, вы медленно вслушиваетесь в разные призвуки и красочные сочетания. Когда вы исполняете собственное произведение, то собираете его по форме и пользуетесь некоторыми шаблонами из исполнительской практики. Вы понимаете, что в реальности ваше произведение распадётся по форме и образному воплощению. При исполнении чужого произведения мы находимся в поиске этой допустимой границы: нужно добавить исполнительских деталей, при этом не исказив авторский текст.

Музыка Баха пережила все этапы эволюции клавишных инструментов и продолжает звучать на разных инструментах. Теперь всё чаще можно услышать определение «абсолютная музыка». Странный парадокс: чем больше отдаляются от баховской эпохи наши музыкальные инструменты, тем ближе мы становимся к пониманию его музыки.

Исполнение Баха на хаммерклавире вызывает больше ассоциаций с Моцартом и с историей большого влияния баховского творчества на Моцарта. Хотя многим известен факт, что Бах был хорошо знаком с фортепиано Зильберманна.
Исполнение Баха на клавесине, клавикорде, хаммерклавире для многих вызывает ощущение музейного экспоната. Дальше мы начинаем задавать себе вопрос: «Как в то время могла звучать эта музыка»? Здесь мы погружаемся в бесконечный поиск артикуляции, фразировки, темпа и т. д. Но мы понимаем, что тогда и сами должны жить в то время, в той обстановке, слышать музыку той эпохи и предыдущей. Если наши слуховые предпочтения давно изменились, наше мышление неразрывно связано с развитием технологий, то современные музыкальные инструменты уже отвечают другим эстетическим запросам. Вывод напрашивается сам собой: мы никогда не сможем услышать музыку Баха так, как слышали его современники. С другой стороны, мы слышим великую музыку, которая прошла проверку временем.

Исполнение прелюдии и фуги из ХТК на рояле ставит перед пианистом прежде всего задачу полифоническую и композиционную. В дополнение зачастую используется понятие музыкальной риторики, что вполне отвечает самой музыке и достаточно гулкому, но с глухим тембром фортепиано.
Исполнение прелюдии и фуги из ХТК на клавесине и клавикорде сразу расширяет спектр исполнительских вопросов: что значит термин «клавир», в каком строе и какой темперации (хорошей или равномерной) исполнять, насколько сильно нужно использовать артикуляцию и игру «по парам», какие регистры можно использовать.
Исполнение ХТК на органе вызывает множество вопросов, потому что сама нотная запись не соответствует традиции записи органных произведений и понятие «клавир» крайне редко использовалось в отношении органной музыки.
В этом смысле, фуга a-moll из I тома скорее написана для педального клавикорда, чем для органа.

Получается, что пианист, впервые играющий на клавесине и хаммерклавире, будет заинтересован неожиданно обрушившимися для него новыми исполнительскими задачами. А клавесинист, если будет играть на фортепиано, больше будет думать про "сглаживание" клавесинной артикуляции и адекватность исполнения.
В этот момент мы понимаем, что сам инструмент — его тембр и динамическая разнообразность или однообразность вносят сильнейшее изменение в само исполнение. Здесь уместно привести слова Куперена из трактата: "Клавесин сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но так как на клавесине нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звука, я всегда буду признателен тем, кто, благодаря своему бесконечно совершенному искусству и вкусу сумеет сделать его выразительным" (Франсуа Куперен "Искусство игры на клавесине", перевод с французского О.А.Серовой-Хортик, М.,1973, стр.65)
В дополнение ко всему, сам Бах делал так называемые «переложения» своих произведений. Пример: 4 Бранденбургский концерт BWV 1049 и концерт для двух флейт и клавесина F-dur BWV 1057; концерт для клавесина и оркестра d-moll BWV 1052 и solo органа в кантате "Wir müssen durch viel Trübsal in das Reich Gottes eingehen" BWV 146.

Само мероприятие было направлено на просветительскую идею: мы больше сравнивали звучание клавишных инструментов, принадлежащих к разным эпохам. По артикуляции и правомерности ее использования необходимо теоретическое знание особенностей стиля 17-18 вв., что требует другого формата проведения и большего количества времени.
Во вступительном слове были озвучены основные проблемы исполнения ХТК на старинных инструментах: понятие «клавир», различие артикуляции на клавесине и фортепиано, о выборе равномерной темперации и строе 415. Об исполнении Гульда «как на клавесине» Алексей Любимов справедливо отметил, что к клавесину такое исполнение не может иметь никакого отношения. На клавесине важен выбор артикуляции и чередования «хороших» и «плохих» нот, но не штрих staccato, который преобладает у Гульда. Сравнение тембра клавесина и рояля делает фразу «играть на рояле как на клавесине» еще более неуместной.
Все участники мастер-класса могли выбрать для исполнения любой из четырех предложенных: двух-мануальный клавесин, хаммерклавир, электронный орган, рояль. В таком сочетании инструментов мероприятия проводятся крайне редко и самой возможностью проведения данного мероприятия Петербург обязан Дому Радио.

На каком инструменте исполнять ХТК Баха — на этот вопрос до сих пор нет ответа. Это может быть клавесин, клавикорд, лютневый клавесин, педальный клавикорд. На каждом инструменте будут разные исполнительские задачи, разная артикуляция. Возможно, именно отсутствие каких-либо указаний и пояснений, привлекает музыкантов на поиск различных вариантов исполнения уже 300 лет.

9 октября 2022